Сен 292013

Неделю назад мы вернулись из отпуска. В этом году мы ездили отдыхать в Хорватию. Это прекрасная страна, одного только эпитета для которой подобрать нельзя. Это в первую очередь гостеприимная страна, в которой органично сочетаются современная развитая инфраструктура, трепетно оберегаемые архитектурные и природные памятники, искренняя доброжелательность, открытость и патриотичность ее жителей. Именно такое впечатление у меня осталось после посещения Хорватии, разбавленное ароматом хвои, цветов и трав, со вкусом сухого белого вина, наполненного теплом солнца и лаской моря. Рассказ будет длинный, поэтому я его поделю на три почти равные части.

Пробыли мы в Хорватии всего 13 дней, каждый из которых, конечно же, был совершенно не похож на другой. Были и спокойные минуты под солнцем, были активные вылазки в горы, поездка на пароме, и, конечно же, незабываемые приключения, которые принесли нам много улыбок, радости и потрясающих воспоминаний!

Решение поехать именно в Хорватию было принято неожиданно быстро. Практически без предварительной подготовки мы забронировали апартаменты в гостинице Jerkan в городе Подстрана, в 10 км от Сплита. Все подготовления к отпуску происходили так быстро и спонтанно, что, честно говоря, до последнего момента я не верила, что мы вообще едем в отпуск. Окончательно поверила, наверное, только когда оказалась на берегу моря.

Хотя, это только у меня было все спонтанно. Муж мой, как обычно, все продумал и рассчитал заранее, полностью предусмотрев маршрут, предварительные оплаты всех автобанов, расширенную страховку на машину на время отпуска, и еще много разных моментов, о которых я бы и не подумала, пока бы непосредственно с ними не столкнулась вплотную. А, честно говоря, могла бы подумать о них вообще только после контакта с полицией. Ехали мы в Хорватию на машине, другие варианты, типа автобуса-поезда-самолета даже не рассматривались. Только на машине! Во-первых, в машину можно взять чуть ли не пол квартиры, во-вторых, быть в Хорватии без колес — это не увидеть Хорватии, а в-третьих, как по мне, так самый лучший отдых — это путешествие в машине за тридевять земель. Запах бензина, запах дороги, шум колес, шум мотора, мелькающие за окном пейзажи, и черный чай из термоса — вот она, картинка моего идеального путешествия!

Дорога в Хорватию.

Мы уже приехали?

Дорога нам предстояла 1400 км. Зелена Гура — Прага — Брно — Вена — Марибор — Загреб — Сплит, то есть из Польши через Чехию, Австрию, Словению, в Хорватию. Пока ехали, очень-очень захотелось съездить как-нибудь в каждую из этих стран с отдельным визитом, а не галопом. Потому что, как мы ни старались, дальше ограждений автобанов, этих стран мы так и не увидели. Но и этого хватило, чтобы заинтриговать наши жаждущие приключений и новых впечатлений души. И, конечно же, наибольшее впечатление в сердцах оставили Альпы. Потрясающей красоты место, в которое хочется вернуться, и не один раз, чтобы рассмотреть его внимательней.

Полторы тысячи километров до моря — это не так и далеко, как может показаться на первый взгляд. По времени путешествие заняло 15 часов, ехали мы по автобанам, с мужем мы за рулем менялись при первых признаках усталости. Это очень удобная практика. Один водитель отдыхает, а машина в это время не теряет времени и едет дальше со вторым водителем. Так что, почти по пол пути каждый из нас проехал за рулем и в ту сторону, и в другую.

Дочка поездку и туда и обратно перенесла очень бодро. Она сама паковала себе рюкзак в дорогу, взяв только то, что ей было нужно — карандаши с бумагой, несколько книг, которые сама же и читала в пути, любимые дорожные магнитные игры Волшебный лес и Хитрые жуки, и этого ей хватало. По мере взросления ребенка все меньше хитростей и выдумок нужно от мамы во время подготовки к долгой дороге. Когда дочка засыпала, просыпалась она уже в другой стране. “Мам, мы где?” — “Уже в Чехии, дорогая, Прагу проезжаем”. “А сейчас мы где?” — ”В Австрии, солнце”. “Мам, нам долго еще?” — ”Вот Словению проедем, и уже в Хорватии будем!”. Так порой выглядели наши диалоги. 🙂 Лучшего способа изучения географии не найти! Хотела бы я так учить георграфию в детстве…

Все страны, через которые мы проезжали — в зоне Шенген, поэтому паспортный контроль был только на границе с Хорватией, и тот прошел настолько быстро, что мы даже не поняли, что вообще произошло. Автобан в Хорватии, ровный как стекло, с длинными и короткими туннелями, проходящими прямо сквозь горы, был последним кусочком нашего путешествия, поэтому и самым трудным. Если в начале путешествия время летело очень быстро, буквально, посмотришь на часы — уже прошел час пути, то под конец поездки, каждые 5 минут тянулись медленно, а через каждые 10 минут звучал один и тот же вопрос: “Мы уже приехали?”. Жажда увидеть море была такой сильной, что, когда мы добрались до гостиницы, и вышли из машины прямо на берегу моря, вдохнули полной грудью морской воздух, инаконец почувствовали, что мы в отпуске!

От порога гостиницы до морской воды было 20 метров, прямо перед гостиницей росли две пушистые пальмы, вид с балкона открывался прямо на море, буквально, как на картинке. Нас наполняло ощущения радости, восторга, и приятной усталости вперемежку с шумом в ушах после долгого путешествия. Адриатическое море…

2013-09-03_111042-0019-IMG_5656

2013-09-03_111136-0022-IMG_5659

2013-09-03_112700-0029-IMG_5666

2013-09-03_132645-0034-IMG_5671

2013-09-03_141128-0039-IMG_5676

2013-09-03_153959-0052-IMG_5689

2013-09-03_183108-0067-IMG_5708

Первые три дня.

Я буду весь отпуск лежать на пляже, греться на солнце и ни о чем не думать!

На море мы не были три года, и так за ним соскучились, более того, так устали за последний год, что в наших планах было лежать греть бока, пока не надоест. Ну да, наш вариант! Лежать и греть надоело уже через день. Очень похоже на нас. Поэтому, два дня погревшись на солнце, мы уже выспались, вылежались и наотдыхались так, что на третий день уже хотелось приключений. За эти первые два дня, мы прогулялись в обе стороны пляжа, неподалеку нашли мужичка, который продавал домашние персики, сливы и инжир. И, конечно же, прямо на берегу, отлеживая и отогревая бока, я не тратила времени даром, а читала историю Хорватии, историю того места, где мы остановились на отдых, историю острова Брач, что лежал прямо перед нами, и всех ближайших достопримечательностей. Не умею я путешествовать по месту, не зная его историю, не интересно это как-то…

На второй день, точнее, рано утром, на рассвете, я поплавала в чистом безмятежном утреннем море и сидела на берегу  с чашкой горячего свежего чая. К гостинице подъехал хозяин, увидел меня и подошел ко мне поближе, чтобы познакомиться. Хозяином оказался очень позитивный и живенький мужичок, который занимается гостиницей вместе со своими сыновьями. Хозяин и его сыновья прекрасно говорят по-английски, и не мудрено, учитывая совершенно разные национальности их гостей: французы, болгары, украинцы, немцы, англичане, корейцы, поляки, австрийцы, и это только за 13 дней нашего отдыха, причем украинцы и поляки из перечисленного списка — я имею ввиду не нас. Еще хозяин говорит по-русски, по-польски, но как-то одновременно, и наполовину с хорватским. Так что я вообще с трудом разбиралась, что конкретно он до меня пытается донести, и пыталась поймать ментальную волну, чтобы хотя бы примерно поймать тему. После нескольких минут безрезультатных попыток понять польско-русско-хорватский шифр, я с существеным облегчением переходила на английский.

Так, поговорив с ним немного, я решила расспросить, где тут можно купить рыбу, тем более, что в гостинице есть гриль на берегу моря. И как-то так, слово русское за слово хорватско-английское, вышло, что на завтрашнее утро оказалась запланирована поездка в Сплит, главная цель которой — рыбный рынок.

2013-09-04_081122-0069-IMG_5710

2013-09-05_194304-0164-IMG_5816_stitch

Сплит.

Чудо-юдо млекомат

В 7 утра мы встретились с хозяином гостиницы, и двумя машинами отправились в Сплит. Мы, настроенные утром на безмятежную прогулку, ехали позади машины хозяина, которого оказалось не так-то и просто догнать! Это же мы в отпуске и никуда не торопимся, а у местных жителей только начинался рабочий день. Гоняясь за ним между машинами, и резко вытормаживаясь на светофорах, мы проезжали Сплит с его дорожными развязками, каждый раз удивляясь продуманности местной инфраструктуры. Хозяин привез нас на паркинг старого города, и, проводив по набережной Сплита, мимо морского порта, к которому причаливали огромные лайнеры, отчаливали маленькие и большие яхты, парусники, корабли, отвел нас на самый настоящий рыбный рынок! Ну конечно же, именно с рыбного рынка и должно начинаться знакомство с Хорватией!

Рыбные лавки, заполненные разнообразнейшими морепродуктами, свежей рыбой, уже известной нам, или же совсем чудной и диковинной, скользкий мокрый пол, шум торгующихся с покупателями продавцов, запах рыбы — все это вместе создает какой-то особый климат. Здесь, на рыбном рынке, уже давно не утро. В гостиницах туристы еще нежатся в своих постелях или наслаждаются утренним кофе за завтраком. А в Сплите уже давно никто не спит, жизнь тут кипит вовсю!

Пройдясь по рынку с небольшой экскурсией, Ерко (хозяин гостиницы) отвел нас к продавцу, у которого сам всегда покупает всегда рыбу. Мы купили 6 рыбин неизвестной нам породы 🙂 Из разговора хозяина мы поняли, что это морской окунь, хотя это еще не факт. Сам хозяин купил десяток рыбин, потому что вечером он собирался организовать гриль для одной семьи, которая приезжает к нему каждый год. Купленную нами рыбу сразу же забрали на почистку, а Ерко обещал, что заберет нашу рыбу и положит в холодильник до вечера, чтобы вечером вместе с нами сделать гриль. А мы попрощались и отправились на прогулку по Сплиту. Ушли мы недалеко, начав прогулку с пекарни, которая оказалась прямо напротив рыбного рынка. Там мы купили слоеные соленые пирожки с творогом. Что приятно и интересно, со всеми продавцами можно было договориться по-английски: и на рыбном рынке, и в пекарне. Они сначала извинялись за свой плохой английский, а потом совершенно свободно со мной разговаривали. Я очень старалась говорить по-хорватски, тем более, что он очень похож на русский, но иногда я или просто не понимала хорватского слова, или не знала, как сказать по-хорватски. Зная, что в языках славянской группы есть один подвох со словами, которые похожи по звучанию, но имеют совершенно разный смысл, и уже попав за свою жизнь в бесчисленные глупые ситуации, связанные с языковой путаницей, я предпочитала незнакомые слова говорить сначала по-русски, а потом по-английски. И тут, в пекарне, мы случайно узнали одно хорватское слово, которое очень подняло нам настроение в то теплое солнечное утро. Это была простая “сосиска”, которая по-хорватски называется “хренувка”. Я сначала думала, что продается какая-то национальная хорватская выпечка, то ли острая, то ли сладкая, под дивным называнием “хренувка”, но оказалось, что это простая сосиска в тесте. Мы взяли с собой несколько слоеных пирожков с творогом и отправились открывать Сплит.

Начали мы бодро. Пошли к набережной, и в лучах утреннего солнца прогуливались по порту, рассматривая яхты и корабли. День был солнечный и теплый, как говорится, ни что не предвещало беды. Мы хотели заглянуть в парк, потом пройтись в старый город, походить по замку Диоклетиана, в общем, планов было много. Но тут, в самом начале нашего пути, муж остро почувствовал на себе солнце, жгучее, горячее, будто раскаленные угли солнце, которое в первые два дня отпуска незаметно, прикрываясь ветром, сожгло его кожу. Бегая от тени к тени, мы успели рассмотреть именные плитки Хорватским Олимпийским чемпионам на портовой набережной, дойти до детской площадки, пройтись по очень красивому парку с необыкновенно потрясающей панорамой на Сплит и порт, в котором муж с дочкой обнаружили поливалки газонов. Дочка в принципе любит поливалки газонов и вообще редко из пропускает — в каждой нужно обязательно поплескаться, а муж присоединился к этому безумию впервые в жизни, чтобы остудить раскаленные угли, прыгающие на его спине. Но все равно не сильно эта прохлаждающая процедура помогла, потому что муж, чувствуя себя вампиром, у которого дымится и сжигается кожа в солнечных лучах, попросил укрытся от сжигающего его солнца в тень, и чем больше тень, тем лучше, желательно, с кондиционером.

Мы отправились в Kaufland — подумав, что раз уж мы здесь, почему бы не купить в супермаркете еду. Должно же что-то приносить радость даже в столь пережженный южный день! Мы зашли в магазин, и обратили внимание на автомат при входе, к которому была выстроена очередь. Муж предполжил, что, может, это плата за паркинг тут производится. Но решил додумать эту мысль на обратном пути. Мы купили еды, воды и самое необходимое в виде мороженого, крема для сгоревшей под солнцем кожи и крема для кожи, которая еще не сгорела и не хочет сгореть. И на выходе опять столкнулись с дивным автоматом, возле которого на этот раз не было ни души. Я прочитала надпись: “Mljekomat”. В голову закралась мысль, что это такое может быть, но я не могла поверить своим догадкам. Млекомат? Что это еще за чудо-юдо. Я сказала: “Если тут дают молоко, то я хочу его тут купить! Я не хочу прозевать такое супер приключение!!!”.

Мы прочитали надпись над одной кнопочкой: “Boca”и стоимость 3 куны, а рядом — “Mljeko” и стоимость 7 кун. Пока мы читали надписи, к млекомату подошла женщина, бросила туда монетки, подставила бутылку, нажала кнопочку, предвещавшую выдачу молока, и мы увидели, как в бутылочку стало наливаться чудо-молоко! Мои догадки оправдались, это автомат, который дает молоко! Мы, словно обезьяны, вырвавшиеся на свободу из зоопарка, прыгали вокруг молокомата, издавая крики, похожие на восторг! Мы дали млекомату 10 кун, попросили его дать нам бутылочку, которая выкатилась в окошке внизу, потом подставили бутылочку под краник, попросили его дать нам молока, и он с радостью и к нашему всеобщему восхощению нам налил в бутылочку струйкой молоко. Большего приключения мы бы в замке Диоклетиана не встретили, даю гарантию. Там молоко из автомата не наливают! Радостные и уставшие мы поехали домой, теряясь в догадках, где в том автомате спрятана корова.

Молоко на вкус было бесподобным, и это не эффект плацебо. Оно пахло настоящим деревенским молоком. Радостно выпив пол бутылки молока за пол вечера, мы готовились к вечернему грилю. Вместе с Ерко и его гостями мы пекли рыбу. Сначала он показал, как нужно ее обтереть, чтобы она не прилипала к грилю. Потом он стал ее солить и перчить, и очень не хотел доверять это дело мне, по его мнению, сам всегда сделаешь лучше. Но отступил, потому что ему было трудно разорваться между моей рыбой и рыбой, которая уже жарилась на гриле. Я ее натерла солью и перцем потом под чутким руководством Ерко, потом вставила внутрь рыбы веточки розмарина. И он положил все на гриль. Мы ее жарили, пили пиво и весело разговаривали на том самом странном языке, который был смесью хорватского, польского и русского. В тот вечер мы втроем (муж, дочка и я) съели все 6 рыбин, и остались очень довольны. Давно не ели вкусной свежей морской рыбы, собственноручно пожаренной на гриле на берегу моря. Дочка так и заснула на берегу моря, укрывшись одеялом.

А утром нас ждал сюрприз, будущий последствием слив, молока, пирожков с творогом, смены климата — нужное подчеркнуть, а может, и все вместе. Диарея и рвота у дочки, благо, хоть без повышенной температуры. И острый солнечный ожог у моего мужа. Пол дня муж бегал за лекарствами, еще пол дня мы выясняли, как перевести инструкцию к этим лекарствам с хорватского на хоть какой-нибудь другой язык. И пол вечера ушло на лечение. Так прошел четвертый день нашего отпуска. Зато отдохнули, не вылазя из номера. Мы играли, рисовали, смотрели мультики, спали и ели рис. Мороженое съесть так и не удалось. На следующее утро всем стало легче. Мы снова вышли купаться, загорать, кто в купальнике, а кто с опаленной кожей, в футболке. И вечером после обеда мы полезли в гору.

2013-09-06_080100-0191-IMG_5844

Читать дальше

Хорватия … (Часть 2)

Хорватия … (Часть 3)

10 комментариев to “Хорватия… (Часть 1)”

1. Как будто удалось побывать с вами в этом путешествии, так здорово!!!
    Красивая статья, красивые фотографии — очень все понравилось!
    А красавица, купающаяся в волшебных разноцветных лучах солнца на фоне моря… Морские нимфы точно существуют )))

• Юлечка, спасибо большое! Я рада, что отчет смог передать широкую гамму наших впечатлений :))
      Фотографу передала отдельное спасибо, он остался очень рад 🙂 Бедняга, перебрал и обработал 2000 фотографий 🙂

2. Мы тоже выбирали между Хорватией и Грецией. Знали бы, что вы едите в Хорватию, присоединились.

• Макс! Мы вообще собирались в Грецию 🙂
      Давно собирались. Мы там с Машей Шкуриной свидание назначили. Но буквально в последнюю минуту все поменялось… В следующем году будем планировать так, чтобы встретиться с вами 🙂
      Мы, лежа на пляже, кстати, подумывали, а не мотнуть ли к Максу в Грецию, каких-то 700 км 🙂

3. Ирочка, как ярко и красочно ты все это описала. У меня было чувство, что я с вами на берегу моря нахожусь или кушаю вкусные булочки ) По мне такой длительный переезд на машине — подвиг! А про полежал пару дней- и вперед! это мне очень знакомо, очень сложно отдыхать лежа ))
    Фото тебя и солнца просто улетное! И с Марианной фото шикарное! Ты супер выглядишь!!! красотка!

• Машенька, я рада, что доставила своим рассказом тебе удовольствие!!! А еще была бы рада с вами на берегу кушать булочки :))))
      Я — вообще машинное существо. Если лето проходит без путешествий на машине, то у меня наступает депрессия 🙂 Спасибо за комплименты, дорогая (где тут смущенный смайлик) 🙂

4. Ира, как же ты вкусно описываешь! Такие фотографии яркие! Страна очень красивая! Путешествие ваше как всегда полно приключений, очень понравилось быть там с вами рядом! 🙂

• Олечка, привет! Рада тебя видеть!!!
      Спасибо! Нам тоже там понравилось 🙂 Фотографии такие красивые муж мой золотой сделал. А приключения были наверно потому, что … наверно за приключениями мы и ездили, без них путешествие было бы однообразное :)))

5. Я прям чувствую запах рыбы и соленого моря! А это что за рыбка так широко улыбнулась?)))
    Млекомат! Обалдеть! Увлекательней, наверное, только корову подоить!

• Женечка, честно признаться, не знаю я названия этих рыб. Мы очень старались выяснить, но названия с хорватского перевести дословно не получилось, а на пальцах когда нам начинали объяснять с добавлением английских слов, то вообще смысл каламбура терялся :)))